пятница, 26 апреля 2013 г.

Спринт дуатлон Westfriese RunBikeRun. Отчет

С неуверенным, но неизбежным приходом весны в Северное полушарие набирает оборот и соревновательный сезон в беге, велоспорте, триатлоне и других видах спорта на открытом воздухе. Для меня первой гонкой в этом сезоне стал спринт-дуатлон. Старт мероприятия находился в 2.5 км от крыльца моего дома, поэтому грех было в таком событии не поучаствовать. Гонка состояла из 5 км бега, 20 км велосипеда и еще 2.5 км бега. Такое распределение показалось мне поначалу странным, но когда я полез узнавать в интеренете больше про дуатлон, оказалось, что это стандартное распределение для дуатлонов: первый бег длиннее или равен второму.

Я постарался воспользоваться преимуществом близости трассы к дому на полную и последние недели проводил велотренировки и брики на трассе велоэтапа грядущего старта, чтобы лучше эту трассу изучить. В том числе я проехал там тренировку на время (time trial) на 15 км в составе одного из бриков. Это должно было дать максимально точное представление о том, что придется испытать на велоэтапе гонки. 

Последнюю неделю перед гонкой я сделал пару прикидочных бриков, по сути впервые в своей тренировочной практике. Надо сказать, что ощущения весьма интересные. Поначалу, особенно после интенсивной велочасти, даже немного шатает и такое ощущение, что пульс очень высокий. А он на самом деле совсем и не высокий! Но первые пару километров бега все равно ощущаешь себя странно, но потом врабатываешься и все встает на свои места. По результатам велотренировок прогнозируемая средняя скорость не велоэтапе должна была быть около 30 км/ч или чуть ниже. Тренер написал в плане время велоэтапа 42 минуты, от этого я и решил отталкиваться, надеясь на чуть-чуть лучший результат. Помехой мог стать ветер, который, как я знал по опыту тренировок (и вообще жизни в этой местности) обязательно будет.  Вопрос только в его силе и направлении. В беговой части брики показывали, что после велосипеда я могу бежать при хорошем самочувствии даже где-то 4:20 мин/км в районе порога, но это на тренировках, на гонке могло быть все по другому. Первый же бег по установке тренера я должен был бежать в 4-ой зоне не выходя за порог, что подсказывало темп в районе тех же 4:20 или даже 4:15 мин/км. Складывая все это вместе получалось, что я мог уверенно надеятся на результат из 1ч 20мин.

В ночь перед гонкой я плохо спал, мне даже снился сон, что я опаздываю ко старту. Все-таки это был мой первый старт в такой дисциплине и я волновался. Много раз все прокручивал в голове, повторял что нужно не забыть, как я буду проходить транзитные зоны и какая тактика на каждый этап. Старт был не рано - в 11 часов. Поэтому у меня было достаточно времени приехать к месту старта заранее, получить номер, поглазеть на других участников, потупить в транзитной зоне, лишний раз переодеться :) Погода и одежда на гонку вообще была отдельной больной темой. Дело в том, что при температуре не выше +5 за неделю до мероприятия прогноз обещал в день гонки потепление до +17, а особо щедрые источники и вовсе до +19. Верилось в это с трудом, но прогноз не менялся долгое время. Я даже на всякий случай прикупил со скидкой беговые "демисезонные" tights и велоперчатки на холодное время года. И то и другое показало себя очень неплохо на тренировках при +5 и ниже на последней неделе. Но я так и не знал, в чем же соревноваться, поэтому с собой на гонку взял 2 комплекта одежды: теплый и полегче.

С утра в день старта было 10 градусов, пасмурно, ветренно и даже немного дождливо. Далеко не +17, но и не +5. Поэтому изначально я облачился в "теплый" вариант. Но пока я регистрировался и раскладывался в транзитке выглянуло солнышко и стало ощутимо теплеть. Поэтому я в итоге переоделся в более "летний" вариант: шорты и футболка с длинным рукавом. Если бы нужно было только бежать без сомнения выбрал бы и короткий рукав, но ветер на велоэтапе внушал опасения покрыться мурашками.

Вернемся к транзитной зоне. Велосипед я сдавал в транзитную зону одним из первых. Места не были закрпелены за номерами, поэтому можно было занять любое понравившееся место. Я сначала долго смотрел как ставят велосипеды другие. Все ставили задним колесом в держатель. Мне почему-то казалось, что вроде обычно все ставят передним и я впал в небольшой ступор. Поставил тоже задним. И вроде ведь неудобно получилось. Но ведь все так ставят! И тут до меня дошло, что главное то, как стоит велосипед по отношению к тому, с какой стороны ты будешь его брать и в какую сторону потом надо будет бежать. А уж каким колесом дело десятое. В итоге я сменил ряд на другой, напротив, и поставил велосипед как все: задним колесом в держатель. И получилось вроде удобно. Так выглядит моя нехитрая раскладка:

Мое место сбоку:

Как раз удобно будет схватить велосипед, так что он справа от меня и бежать, так чтобы потом на него справа же (как я и привык) и запрыгнуть.

А так общий вид тразитной зоны, уже после закрытия. На дальнем плане ворота выхода на велоэтап:

Вообще для подготовки к транзитам я прочитал главу книги Игоря Сывоева "Триатлон. Олимпийская дистанция", которая как раз посвящена прохождению транзитных зон. Она свободно доступна на сайте издательства МИФ. Думаю, она будет полезна начинающим триатлетам (мне была полезна). Продвинутые спортсмены тоже могут оттуда кое-какие мысли почерпнуть. Рекомендую.

Первый бег.
Старт был общий, время бралось безо всяких чипов, просто брутто. Я встал где-то примерно в 3 или 4 ряд прикидывая по виду участников на чьем уровне я могу бежать.

Все равно первые сотни метров толпа ломанулась и пришось лавировать, чтобы сохранить свой темп. После первого поворота стало свободнее и я побежал уже в своем темпе, как я тогда думал. Но с темпом я совершил ошибку.  Перед началом я сразу переключил Гармин в режим отображения скорости, а не темпа, чтобы потом было удобнее на велоэтапе. И что-то у меня в голове переклинило и глядя на скорость около 15.4 км/ч мне казалось, что я бегу медленнее, чем планировал, хотя ощущал себя не очень комфортно. Для того, чтобы осознать, что я на самом деле бегу быстрее 4 мин/км мне  понадобилось метров 700 и к этому времени пульс уже улетел близко к порогу. Я понял, что бегу слишком быстро и стал замедляться.

Но первые быстрые метры плюс стартовое волнение сделали свое и пульс никак не хотел падать и пришлось еще сбавлять темп. Поэтому каждый следующий километр я бежал медленнее предыдущего. Если первый километр вышел за 4:02, то второй и третий за 4:14 и 4:18 соответсвенно. По времени это все еще было в рамках плана, но пульс уже вовсю разогнался и чтобы его удержать под порогом я замедлился еще, выдав четвертый километр за 4:33. Так и в итоге и бежал до транзитки успокаиваясь перед переодеванием. Дистанция получилась метров на 300 меньше 5 километров, время где-то  около 20:30, точно не знаю, потому что забыл нажать кнопку на входе в транзитку (если были бы полные 5км, то получилось бы как раз в районе 21). 

Первый транзит.
Я заранее при подбегании к транзитной зоне еще раз прокрутил что и в какой последовательности буду делать: очки, шлем, велотуфли. Номер перевернул на спину прямо на входе в зону. Также еще раз повторил про себя, что торопиться и суетиться не стоит (особенно это касалось шнурков на велотуфлях), нужно делать все спокойно за то время, которое на это потребуется.

Очки, шлем и, самое долгое - шнурки на ботинках. Времени за транзит точного нет, но около 1 минуты. Запрыгиваем на велосипед, поехали!


Велоэтап.
Велоэтап начинается некрутым подъемом на мост через шоссе

Потом мост нужно перехать и сразу за спуском идет хоть и не очень крутой, но поворот практически на 180 градусов. Потом сразу еще один вираж и выход на прямую, на которой уже можно начинать спокойно работать, что я и сделал. Этот участок был с ветром в спину, так что я прилично для себя разогнался до 35-37 км/ч. Однако иллюзий на тему своей велоскорости я не питал, поэтому был готов к тому, что меня тут же начнут обгонять. Это началось сразу же. Сначала пошли крутые перцы на ТТ-велосипедах и в аэрошлемах (чуть-чуть тешит мысль, что я хоть бежал вначале немного быстрее их), потом пара сильных товарищей на простых велосипедах с аэробарами. Потом женщины на ТТ-велосипедах. За первые 2 км по ветру меня обогнали, наверное, человек 15 если не 20, а может и больше, я не считал. Последними как раз были 2 девушки едущие друг за другом на ТТ-велах, но в рамках допустимого, не драфтя. У одной даже был задний диск! Хотя глядя на ее ммм.... формы (особенно хорошо это было видно сзади, после обгона. В общем понимаете :) ), становилось понятно, почему бежать ей не очень просто. Но видать именно этими "формами" она крутила на велосипеде. Тут дорога круто повернула против ветра и эти девушки передо мной как-то сразу сникли. Меня их темп чуть-чуть не устраивал и я их обогнал. Достаточно далеко впереди маячили 2 участника, один из котрых внаглую висел на колесе у другого против правил. Расстояние до них не сокращалось, но и не увеличивалось и я так и ехал. Однако скоро первая из девушек за мной переметнулась к нарушителям и поехала третьей. Еще чуть позже, видать передохнув, она от них уехала. Да и они сами в какой-то момент начали от меня уезжать. Обгонять меня почти перестали, я ехал спокойно один. Еще один участок по ветру закончился и ехать нужно было при боковом, слегка встречном ветре. Я спокойно выгребал на скрости около 27 км/ч. Потом трасса повернула против ветра и скорость упала местами до 25 км/ч. Где-то здесь меня, наконец, опять обогнала вторая девушка, та которая с "формами". Именно тогда я рассмотрел, что у нее Cervelo с задним диском. Наконец, повернули по ветру и тут я немного разогнался, но начала чувствоваться усталость. Хотя в целом, стоит отметить, я ожидал более тяжелых ощущений от велоэтапа. А особенно до этого момента чувствовал себя вполне хорошо.

После небольшой прямой где-то в 2 км трасса опять повернула строго против ветра: нужно было проехать небольшой отрезок до разворота, развернуться и по этой же дороге вернуться. И тут меня как-то совсем накрыло. Выезжать против ветра стало совсем тяжело. Может дело было в том, что ехать нужно было строго против ветра, может ветер усилился (в этот день скорость ветра была 35 км/ч), может я уже незаметно для себя очень устал, а может все сразу. Но скорость моя упала до 23 -24 км/ч. Тут меня обогнала група из нескольких участников. Конус для разворота появился достаточно неожиданно. Я даже сперва не понял, зачем едущий впереди участник выстегивает одну ногу из педали. Похоже именно этот факт неожиданности и повлиял на то, что у меня внезапно свело икру на левой ноге, причем достаточно сильно. К счастью я уже ехал к конусу и нужно было только оттормаживаться. Похоже от неожиданности, что у меня свело ногу я не успел испугаться разворота. Потому что в обычных условиях я бы точно испугался разворота на дороге шириной меньше 3м, а так развернулся даже с запасом почти в метр. Тем не менее нога все еще была сведена судорогой и пришлось ее выстегнуть, чтобы вытянуть. К счастью, попутный теперь ветер почти не давал замедлиться и останавливаться не пришлось, хотя педали я почти не вращал. После нескольких неудачных попыток начать крутить опять (ногу опять сводило) я, наконец,  смог осторожно потихоньку поехать. Стресс от этого события еще усугубил усталость и ехать было тяжеловато, хотя этот отрезок был по ветру. В голове для себя я решил, что буду ехать как едется, чтобы ногу не свело опять и плевать на скорость. Плевать по ветру получалось где-то 30-32 км/ч, против ветра 23 км/ч. Хотя уже сейчас оглядываясь назад, я приятно удивляюсь, как на самом деле спокойно я воспринял эту судорогу и совершенно не стал паниковать, а быстро принял решение и ехал дальше. Это, кстати, верно в целом для всей гонки. Я на удивление не нервничал по ходу гонки и не переживал вообще ни из-за того, что меня обгоняли, ни из-за медленных (как я считаю) транзитов, ни еще чего-либо.

За 2 км до финиша трасса опять выходит на начальный отрезок, тот на котором в самом начале меня обгоняли толпами. Но в этот раз он строго против ветра и ехать совсем тяжело под конец. Тут у меня свело уже правую ногу. Не так сильно как левую, восстановиться получилось быстрее. Мне уже было по большом счету все равно, к тому же я еще сбросил скорость чтобы совсем не наесться перед бегом, пульс упал на границу 3 и 4 зоны. Ноги внушали мне серьезное опасение. Я не знал, как судороги могут сказаться на бегу. Я только возвращаюсь, а кто-то уже бежит:

Итоговое время велоэтапа - 42 минуты, но он был чуть короче 20 км. Где-то 19.4км.

Второй транзит.
Немного не расчитал скорость при подъезде к транзитной зоне и спрыгнул с велосипеда когда оне еще прилично катился, так что по инерции чуть не попал в объятья людей на входе в транзитку

Во втором транзите (также как и в первом) больше всего времени ушло на завязывание шнурков. Поскольку я там был в гордом одиночестве, то стоявшие рядом зрители даже что-то кричали мне в поддержку. На будущее надо будет обзавестись эластичным "быстрыми" шнурками, посмотреть что это за штука, может поможет. Кнопку опять забыл нажать на входе в транзит, но последующие вычисления показывают тоже что-то в районе одной минуты.

Второй бег.
Итак, побежали.

Слева от меня видны убегающие вдаль 2 фигуры. Мы к ним еще вернемся. Сначала нужно добежать до дяденьки, исполняющего роль конуса, вокруг него и обратно. Этот отрезок где-то 200м, т.е. до бегущих слева на фотографии выше мне где-то 500м.

Бежал уже сколько сил осталось, поначалу казалось, что осталось немного. Но привык очень быстро, быстрее чем на тренировках и быстрее чем ожидал. Поначалу также казалось, что бегуны впереди для меня недосягаемы, но быстро начал их догонять и уже на первом километре обошел (те самые 2 фигуры выше, и еще один человек в кадр не попавший). Первый километр получился за 4:15. После обгона впереди уже никого не было видно и я терпел в одиночестве. Однако на втором километре, вывернув из-за дома заметил впереди в пределах досягаемости еще одного участника. Это добавило сил потерпеть еще и я начал его догонять. Обогнал даже раньше чем расчитывал, как раз закончился 2-ой километр за 4:16. Оставался еще поворот и выход на финишную прямую и впереди маячили еще люди. Если бы не они, я бы точно не смог заставить себя ускориться, а тут что-то меня зацепило. Старался не топать сильно догоняя уже в начале финишной прямой еще одного. Однако он не выявил желания соревноваться и так и продолжил бежать со своей скоростью. Впереди уже совсем близко был виден финишный створ и я понял, что еще могу обогнать под самый конец и дедушку передо мной. Лечу на финиш:

В итоге в финишный створ влетел так быстро, что меня еле-еле поймал волонтер, дающий изотоник и булочку (Голландия, чо). Разогнался за последние метров 300 так, что дотянул до пульса в 191, что всего на единицу меньше моего максимального (по тесту в июле прошлого года). Дистанция заключительного бега вышла тоже чуть меньше заявленной, где-то 2.3км. Время бега 9:33.

Общее официальное время 1:15:14. Для сравнения время победителя 54:31.
С таким временем я 29-ый из 32-х в своей возрастной категории (от 20 до 40 лет).  Как говорится, почувствуйте разницу. Тут в Нидерландах, в местячковых триатлонах и дуатлонах обычно участвуют либо продвинутые любители из триатлонных клубов, либо полупрофессионалы, либо вовсе профессионалы. На таких маленьких стартах нет деления на про и любителей, только по возрастным группам. На больших стартах, там есть процент любителей низкого уровня вроде меня, но и там их мало. Триатлон в Нидерландах - спорт для достаточно определенного круга лиц, а вовсе не массовый. И те кто им занимаются, занимаются обычно на уровне. Но это и хорошо. Выше планка конкуренции, выше стимул эту планку достать.

Еще несколько статистики для понимания.
Если бы я выступал в категории от 40 до 50, то был бы....35-м из 39-ти! И даже  если в категории от 50 и старше, то был бы всего лишь 15-м из 22-х. Идем дальше. Если бы меня вдруг посчитали в женском зачете от 20 до 40, то я был бы..... 12-м из 14-ти! И только в категории женщиз за 40 у меня был бы подиум. Я был 2-м из 5-ти.
Но у меня конечно, очень слабый велосипед. Это сильно отражается на результатах.
Так что, подводя итог, если я в таком возрасте буду хотя бы в середине таблицы, то буду очень доволен!

Может показаться, что я недоволен результатом, но это совершенно не так. Изначально план был из 1ч 20мин и я его выполнил. Да и если не смотреть на цифры, то я получил очень позитивный опыт, хотя местами и было тяжело. Но было очень интересно, гораздо интереснее, чем просто бег. Тут и велосипед, к которому у меня опять просыпается забытая любовь, и транзитные зоны. Тренер говорит, что с плаванием будет еще интереснее. И у меня нет оснований ему не верить.

Если анализировать гонку, то подтвердилось что у меня очень слабый велосипед. Но это не было неожиданностью. Работаем над этим. Не знаю, от чего свело ноги. Может ломал в какие-то моменты слишком тяжелую передачу и наелся. Может посадка неправильная. Также начал слишком резво, я об этом писал. Но тут уже сам дурак, не разобрался в показаниях часов. Ну и транзиты всегда есть куда оптимизировать. Думаю попробовать как минимум "быстрые" шнурки в следующий раз.

Для интересующихся
Гонка в Garmin Connect.
Гонка в Training Peaks.

Следующий старт - спринт-триатлон 11 мая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий