четверг, 22 августа 2013 г.

Как я проплыл 2 км в Северном море вместо 3-х, или ветер с моря дул.

Идея принять участие в заплыве на 3км в Северном море родилась случайно. Семья моя на тот момент была в отъезде и я решил посмотреть  какой-нибудь триатлон и может пофотографировать в ближайшие выходные. Открыв календарь стартов Ассоциации Триатлона Нидерландов я увидел, что, оказывается, в ближайшую субботу на пляже рядом с Гаагой будет проводиться ни много ни мало, а ITU чемпионат мира по кросс-триатлону. Под мой критерий поиска это мероприятие отлично проходило. Я полез дальше на сайт  и узнал, что в рамках события кроме собственно чемпионата мира и любительского старта на той же дистанции (1км плавания, 25 км горного велосипеда по пляжу и окрестным дюнам, 9 км трэйлого бега там же) будет проводится еще и забег по пляжу, велогонка по пляжу и заплыв в море. Все это в ближайшии дни. Меня привлекло плавание, т.к. на неделе у меня все равно стоит тренировка в 1 час плавания в открытой воде. Были варианты плыть 1 км или 3 км. 3 км как раз при моей текущей скорости должны были выйти за час с небольшим. Посовещавшись с тренером, решил что это должно быть неплохим приключением и тренировкой. Так что я тут же заявился на заплыв, который должен был пройти через пару дней.


Кстати, вот промо-ролик чемпионата мира с видеонарезкой с предыдущих лет.

Но вернемся к заплыву в море. Имея небольшой, но все-таки опыт плавания в море я понимал, что больше всего неприятностей может доставить ветер, а не температура. Температура обещала быть приемлемой, т.к. последние несколько дней стояла теплая погода и вода даже в море прогрелась до 17-18 градусов. Опыт плавания в воде такой температуры тоже уже был на одном из прошлых триатлонов. Ну а ветер у нас в Нидерландах есть всегда, вопрос был скорее даже не в его силе (он либо сильный, либо очень сильный), а в направлении. Худшим из возможных было бы направление с моря на берег, т.к. тогда волны были бы максимальной величины. В случае проблем с погодой на сайте организаторов было написано, что 3км заплыв будет сокращен до 1км, а уж если совсем все будет плохо, то все вообще отменят.

Понимать, что с ветром все-таки не повезло я начал по дороге к месту старта. Ехать надо было мимо аэропорта, и дорога проходит таким образом, что садящиеся самолеты пролетают прямо над едущими машинами. Мы с Ирой очень любим это зрелище. И в этот раз я тоже ехал и насладался видом снижающихся самолетов, пока не отметил кое-что. Все самолеты летели не по прямой, а слегка развернув корпус в сторону. Т.е. получалось, что самолет идет немного боком. Это говорило о том, что присутствует достаточно ощутимый боковой ветер, заставляющий делать такую поправку при посадке. И направления поворота корпуса самолетов говорило о том, что ветер дует с запада, т.е. как раз с моря на берег. Мои опасения подтвердили ветряки дальше по дороге, которые тоже были повернуты в соответсвующем направлении и вращались совсем не медленно.

На место я приехал чуть позже, чем расчитывал. Спускаясь от парковки к морю увидел, что мое беспокойство оправдывается: волны на самом деле были немаленькие. Однако, все участники вокруг вели себя спокойно и организаторы тоже ничего такого не сообщали о том, что заплыв может не состояться или будет сокращен.

Шапочку дали бледно-розовую, да и качества не очень. Я было раскатал губу, что у меня будет крутая розовая шапочка с какой-то символикой. В итоге все оказалось еще более по-голландски: после финиша шапочку вообще забрали :)

Из-за того, что приехал с небольшим опозданием и бегал от машины к палатке-переодевалке чуть опоздал к массовому походу к месту старта. Дело в том, что старт был в 1 км от палатки организаторов дальше по пляжу. Трасса (если можно это назвать трассой) была организована так, что те, кто плыл 1 км как раз заканчивали свой маршрут у стартового городка. А те, кто плыл 3 км плыли еще дальше, так что потом от места финиша нужно было идти назад 2 км. Так вот за 45 минут до старта километровщиков все должны были собраться и под руководством специально обученных людей пройти этот километр вдоль по пляжу до старта. Именно на старт этого захода я и опоздал. Как оказалось, ничего не потерял вообще. Всю эту толпу было прекрасно видно за 1 км на достаточно безлюдном пляже. К тому же оказалось, что нужно там просто стоять и ждать эти 45 минут. Ну и я был не один такой: люди продолжали подтягиваться.

Разминаться в таких волнах как-то совсем не хотелось. По ощущениям температура была ощутимо ниже ожидаемых  мной 17-18 градусов. По всяким разным данным было что-то вроде 15.5 -16. По моим субъективным ощущениям это было примерно как в Испании, но все равно не как в самый холодный день. Несмотря на такую температуру воды и воздуха (воздух был где-то 16 градусов) были люди которые были не то что в коротких гидриках, а вообще только в плавках и купальниках. Наверное какие-то закаленные опытные пловцы в открытой воде с толстым слоем подкожного жира.

В общем так мы стояли и ждали где-то полчаса пока не начали короткий предстартовый брифинг. Ну т.е. как брифинг. Мужик с мегафоном коротко объяснил чего и как, куда плыть где старт, где финиш. Сказал, что те, кто плывут 1 км, сначала плывут в море до первого буя, потом его огибают и плывут дальше до следующего. И там в сторону берега. А те кто 3 км, проплывают еще 2 буя и уже там на берег. Вот только ни одного буя я не увидел. Вообще.

Забегая вперед скажу, что на протяжении всего плавания я ни одного буя также не видел. Поэтому я честно пытался понять, что за буй имеет мужик в виду. Потом уже после заплыва на берегу мне показали этот буй. Его просто не было видно за волнами. Это было какой-то шарик диаметром не больше метра, а вовсе не такой большой красивый надувной буй, который обычно ставят на соревнованиях по триатлону. Неудивительно, что при таких волнах я его не видел.

Итак, километровщиков стали отправлять в плавание. Никакого массового старта, никаких чипов и отсчетов времени. Это ведь не соревнование, а исключиетльно для себя. Поэтому старт выглядел так. К стартовой арке на берегу стояла очередь, 2 человека с блокнотиками записывали номер на шапочке у участинка и отпускали его (чтобы на финише свести баланс стартовавших и финишировавших). И дальше уже кто как хотел, в своем темпе направлялся в море.

Где-то минут 5-10 ушло на запуск всех, кто плыл километр. Для плывущих 3км сделали такой же короткий брифинг и тоже стали запускать. Я постарался пролезть ближе к началу. Мой расчет был такой, что стартовав пораньше, у меня будет больше шансов плыть не одному как можно дольше. Ведь пловец я далеко не самый быстрый. Ну а плыть одному где-то в конце в таком недружелюбном море совсем не хотелось. Поэтому в составе небольшой группы я отправился по направлению к воде.

"Ой, бл...!!!!" Можно сказать, что такие мысли проносятся в мой голове, глядя на следующую фотографию. На самом деле, прост часы запускаю :) Они как всегда под шапочкой, чтобы GPS сигнал лучше ловился.

Для начала основной задачей было преодолеть линию прибоя и выбраться туда, где просто качает на волнах, а не колбасит так, что невозможно что либо делать. Я помнил про чьи-то рассказы, что через волны надо не идти, а подныривать под них. Так я и сделал. Ну или попытался.

Через несколько таких подныриваний я продвинулся достаточно далеко, чтобы земля ушла из под ног и нужно было начать плыть. Первые метры вперед я старался плыть кролем, но совсем не опускать голову, чтобы что-то увидеть. Так сказать тарзан-стайл. Вон там, справа можно мою шапочку разглядеть:

Перебравшись через линию прибоя, я какое-то время плыл в сторону открытого моря, но скоро стал замечать, что другие участники начали поворачивать направо. Я тоже решил, что можно уже и поворачивать, т.к. никакого буя так и не увидел и потихоньку стал забирать вправо. Расстояние до берега было где-то метров 150. Достаточно далеко от линии прибоя, но не так уж и далеко от берега.

Про само плавание рассказывать по большому счету нечего. Плыл и плыл. Иногда кто-то оказывался рядом, иногда я вообще никого рядом не видел. Болтало сильно и было ощущение, что плывешь на месте. Плыл все время кролем, на брасс ни разу не перешел. Сам для себя с удивлением отметил, что сразу поплыл дыша на 3-ий гребок, никакой подстройки не потребовалось несмотря на волны. Sighting, т.е. высовывание головы из воды с целью разглядеть куда плывешь было именно высовыванием головы. И не потому, что я пока не умею делать это правильно, а потому что за такими волнами, чтобы что-то разглядеть нужно было именно высоко высовываться. И не просто высовываться, а еще подгадать момент, чтобы оказаться на волне, чтобы было что-то видно. Иначе волна просто все закрывала, как не высовывайся. В самом начале оставнавливался пару раз, чтобы поправить очки: как-то неудачно их надел и в них быстро натекла вода. И во второй раз они запотели, так что не было видно что происходит вдалеке. Пришлось их немного прополоскать и одеть заново.

Первый километр дался сложнее всего психологически. Было ощущение, что реально плывешь на месте и ориентиры на берегу вообще не двигаются. Зато как только проплыли место финиша на 1 км как-то сразу стало легче и я впал в какое-то медитативное состояние. Так что в следующий раз, когда посмотрел на берег с удивлением обнаружил, что проплыл от отметки 1-го километра уже достаточно далеко. Где-то в этот момент также начали замерзать голые стопы. Самому особенно холодно не было, но вот стопы ощутимо начали коченеть. Но я так хорошо расплылся, что это было всего лишь неприятно, не более того. Поэтому в какой-то момент появление каякера, направляющего нас на финиш со словами что все, финиш было полной неожиданностью и прервало мой медитативный полет.

На берегу меня чудом сумел поймать и сфотографировать Петя. Это я только-только выплыл, смотрю что там на часах получилось:

Кстати, с мужиком, который рядом со мной на фото я занимался этой зимой в одной группе на плавательном курсе. Он тогда был на самой медленной дорожке и в гораздо более плохой форме (т.е. толще). А меньше, чем через месяц после этого заплыва сделал Ironman 70.3 Wiesbaden за 6:44 с плаванием 1.9 км за 38 минут. У него еще зимой была футболка с надписью "Training for Ironman 70.3 Wiesbaden". Молодец, я считаю.

Но вернемся ко мне. Как Петя потом рассказал, он бегал по всему пляжу, не зная где я вылезу. Сначала добежал до финишной арки на 3 км. Но тут ее вдруг начали сдувать. Организаторы все-таки решили, что погода не очень удачная и решили сократить заплыв с 3-х до 2-х км в процессе. Новый финиш был отмечен машиной спасателей с включенной мигалкой (с воды ее не было видно совсем). Именно там меня чудом и отловили. Тут я уже увидел, что меня увидели и решил немного попозировать:

В итоге я проплыл 2.36 км за 1 час 9 минут согласно Гармину. Что очень медленно даже для меня. Так что волны внесли существенный вклад.

Впечатления от такого опыта противоречивые. С одной стороны я горд собой, что сделал это. Что проплыл пусть даже не 3, а 2 километра в таких условиях с сильным ветром и волнами и в не очень теплой воде. Я абсолютно уверен, что смог бы проплыть и 3 км в этих же условиях, если бы организаторы не остановили заплыв.

С другой стороны, сказать что я получил удовольствие от этого, значит банально соврать. Мне не понравилось. Сам процесс плавания в море с такими волнами и в холодной воде лично мне вообще удовольствия не доставил. Поэтому ответ на вопрос, буду ли я еще раз в такой ввязываться однозначный: нет. Возможно, при слабом ветре такой заплыв ощущается совсем по-другому, но в наших краях это лотерея, причем с очень маленьким шансом на успех. Поэтому если и плыть, то лучше в речке, озере, водохранилище или еще где-то, где есть гарантия отсутсвия больших волн. Тогда это будет удовольствие от процесса, как было на плавании в триатлоне меньше чем за неделю до этого).

Ну и в заключение хочу сказать огромное спасибо Пете Кириллову и его семье за то, что не только приехали поддержать меня в такую погоду, а еще и сделали такие отличные фотографии. Петя остался за кадром, а это его семья:

2 комментария:

  1. Поздравляю с заплывом. Волны видно адские были, да еще если подумать, что ты проплыл 2 км - Вау. А у тебя тренер по триатлону? Стоит вообще нанимать тренера?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо.
      Да, я работаю с тренером.
      Стоит ли нанимать тренера зависит от целей. Если хочешь подготовиться на какой-то определенный уровень или к дистанции от полуайронмэна и больше, то точно стоит.
      Если собираешься только иногда участвовать в спринтах и олимпийских дистанциях и тренироватья будет получаться не регулярно, то наверное, не стоит.
      Но когда только начинаешь с триатлоном, то мое мнение, что лучше это делать с тренером, чтобы заложить базу. Он поможет определить общую программу, избежать травм и получить максимум отдачи в тех условиях и с теми возможностями, которые у тебя есть.
      Это если коротко :)

      А вообще эта тема заслуживает отдельного поста. Надеюсь, у меня скоро дойдут руки такой пост написать, потому что идея такая уже была.

      Удалить